Правила сочетания цветов в одежде
При выборе платья можно ошибиться не только с фасоном, но и с цветом. У каждой из нас есть свои любимые цвета, но проблема в том, что цвета и краски, которые нравятся нам, не всегда совпадают с теми, которые нам реально подходят и делают нас более привлекательными.
Итак, чтобы эффект соответствовал нашим ожиданиям, необходимо соблюдать законы колористики, учитывать сочетаемость цветов между собой и с элементами окружения, нашим типажом, с ароматами, которыми мы пользуемся. В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа.
Для начала расмотрим главные характеристики цвета, так как это основа правильного его использования.
Все цвета делятся на хроматические , содержащие в себе красный, синий или другие цвета, и ахроматические —оттенки серого в диапазоне от белого к черному.
Из-за изменений яркости и насыщенности появляются оттенки цвета. Например, если к насыщенному красному добавить белый, получится бледный розовый, а если к отражаемому свету добавить черный, получится коричневый—все это изменения яркости и насыщенности цвета. Оттенки очень важны для гармонии в сочетании цветов.
3 характеристики цвета:
Яркость — указывает на то, светлый цвет или темный. Цвет с самой высокой явкостью—белый, это самый светлый цвет. Цвет с самой низкой яркостью—черный, это самый темный цвет. Среди хроматических цветов цвет с самой высокой яркостью—желтый.
Насыщенность — указывает на насыщенность или бледность. Два оттенка одного и того же тона могут отличаться степенью блеклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Цветовой тон
— указывает на различия оттенков красного, синего, желтого.
Указывает на оттенки спектральных цветов. Оттенки, плавно преходящие друг в друга от красного к фиолетовому, как в радуге, и замкнутые в кольцо, называют цветовым кругом
. В этом круге показаны все цвета, которые можем увидеть в повседневной жизни, исключая ахроматические—белый и черный.
Цветовым кругом называют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета (цвета радуги), замкнутые в кольцо. Цвета спектра, плавно переходящие друг в друга, образуют огромное количество других цветов. Благодаря представлениям о цветовом круге, нам будет легче подбирать сочетания цветов.
Родственные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 30 градусов от того или иного цвета, становящегося основой для подбора цветов (ключевого цвета). При подборе цвета используется изменение яркости и насыщенности. Если в цветовом круге из 12 цветов в качестве ключевого цвета взять желтый, родственным цветом будет, собственно, желтый.
Контрастные цвета — это цвета, находящиеся в пределах 90 градусов от цвета, находящегося напротив цвета, являющегося основой подбора цветов (ключевого цвета). Подчеркнутые различия тонов дают эффект поддержки друг друга. Ели в качестве ключевого цвета взять желтый, контрастными цветами будут синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвет, находящийся напротив ключевого, также называют дополнительным, для желтого дополнительным цветом является синий.
Родственно-контрастные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 90 градусов, включая цвет, становящийся основой подбора цветов (ключевой цвет). Совмещение похожих цветов дает гармонию. Если в качестве ключевого цвета взять желтый, родственно контрастными цветами будут желто-зеленый, зеленый, желто-оранжевый и красно-оранжевый.
1. Родственно-контрастные цвета 2. Дополнительныц цвет
Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они дают заряд бодрости, вызывают положительные эмоции.
Холодные цвета: зелено-синий, синий, фиолетовый. Они навевают меланхолию, тихое, задумчивое настроение.
Выбирая свой цвет, мы, сознательно или нет, учитываем свой тип внешности. Типов, как известно, четыре - Зима, Весна, Лето, Осень. Рекомендуют использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй — подчеркивать его и оттенять, а третий — расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.
1. Монохроматическое сочетание
Используется только один цвет, но со всем многообразием тонов, от самых светлых до самых темных.
Очень важна так называемая созвучность оттенков. Они должны быть в одном цветовом ряду.
2. Ахроматическое. Используем черный, серый и белый. И расставляем яркие цветные акценты с помощью аксессуаров - броши, браслетов, шарфика. Самое приятное здесь то, что эти цвета гармонируют абсолютно с любым цветом. Для классического варианта хватит белого и черного.
3. Комплиментарное
Такое сочетание особенно нравится творческим людям, ведь оно позволяет сочетать контрастные цвета.
Творческие люди, как показывает практика и опросы, предпочитают в одежде три основные пары цветов: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Объединяя такие контрастные цвета, вы придаете образу динамику, привлекаете внимание к себе. Однако, многие, считают, что соединение красного и зеленого в одежде смотрится слишком безвкусно. Но в данном случае важно правильно подбирать оттенки.
4. Гармоничное. Такое сочетание цветов всегда строго выдержанно и радует глаз. Цвета уместно дополняют друг друга, создают баланс и гармонию в образе.
6 законов цветовых сочетаний в одежде, которые не следует нарушать
1 закон: Сочетание не более 4-х цветов
В образе должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов. В случае использования только 1-го цвета создаётся ощущение скучности и бледности. Используя более 4-х цветов, можно стать похожи на попугая. При виде такого образа взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться. Бессознательно это повышает тревожность людей и заставляет называть вашу одежду «наляпистой».
2 закон:
Соотношение цветов не в равной степени: 1 или 2 основных цвета + дополнительные цвета.
В одежде обязательно должен быть основной цвет, которого больше по площади и какие-то дополнительные цвета, которых меньше.
Например, синее платье до колена, голубой шарф и чёрные туфли (синий — главный).
Имейте в виду, что большую роль играет не только цвет одежды, но и цвет колготок, волос, сумки, даже пакетов, которые держим в руках. Т.е. всего того, что в данный момент с нами или на нас.
3 закон: Чёрное, белое, серое сочетаются со всеми цветами.
Универсальные цвета, которые могут дополнять любой другой цвет-это серый, чёрный, белый. Имейте в виду, что визуально белый цвет расширяет, чёрный сужает.
Эти цвета лучше всего использовать для базовых вещей, которые потом будут дополнять яркие аксессуары или цветные вещи. Выбирая между красными, синими и чёрными туфлями, лучше выбрать чёрные. Они будут сочетаться со всеми вещами в гардеробе.
4 закон: Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым- единственный цвет, который полнит.
5 закон: Низ должен быть на 1-3 тона темнее верха (белый цвет-исключение)
.
Важно правило, которое позволяет визуально сделать фигуру лёгкой и более стройной. Основание (низ) должен быть прочнее, устойчивее, а значит темнее. Верх должен быть легче, прозрачнее, светлее. Как, например, в природе: дерево, которое имеет коричневый ствол и светло-зелёные листья. Нарушая это правило, вы выглядите как перевернутый треугольник с широкими тяжёлыми плечами и узким тазом.
6 закон: Сочетаются родственные или контрастные цвета.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты- негармоничные.
Родственные -это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный)
Хорошо сочетаются между собой бежевые оттенки разной светлоты, кремовый, оттенки какао и кофе, насыщенные оттенки коричневого (шоколадным, каштановым).
Выбрать свой цвет, принт, фактуру и правильно сочетать цвета поможет таблица сочетания цветов.
Бежевый
Глухой желтый
К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как Родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.
В цветовом круге (а точнее - в системе цветовых кругов) имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Если воспользоваться обозначениями цветов, принятыми на рис. ^5, то группу желто-красных цветов составят цвета 1-6 или 2-7, группу желто-зеленых цветов - цвета 1, 20-24 или 19-24 и т. д.
Существующее мнение, причем достаточно распространенное, что любые два цвета, которые в цветовом круге расположены рядом или близко отстоят один от другого, являются родственными, ошибочно. В этом нетрудно убедиться, сравнив две пары цветов: 4-6 и 6-8 (см. рис. 44 и 45). Если оба цвета в первой паре образуют два главных цвета - желтый и красный, взятые в разных соотношениях, то в цвета второй пары входит красный цвет и примерно 17% в одном случае желтого и в другом синего цвета (желтый и синий цвета являются контрастными). Естественно, ощущения, которые вызывают цвета обеих пар, не могут быть одинаковыми; цвета 6 и 8 родственными не являются.
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.
На рис. 47-50 показаны эскизы, основанные на гармонических сочетаниях родственных цветов (соответственно желто-красных, желто-зеленых, сине-зеленых и сине-красных). Нетрудно убедиться, что представленные сочетания четырех групп родственных цветов вызывают у нас весьма различные ощущения. В то же время есть нечто общее, что их объединяет: речь идет о наличии в них примесей двух главных цветов, расположенных в цветовом круге рядом.
Родственные сочетания цветов - это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (опять же по цветовому тону).
Самый элементарный анализ цветов, представленных в системе цветовых кругов, достаточно убедительно говорит о том, что отличие этих цветов один от другого обосновывается не столько разницей цветовых тонов, сколько наличием в них примесей белого или черного цвета. Естественно, введение в сочетание родственных цветов даже в незначительном количестве указанных примесей способствует гармонизации цветов, усилению их эмоциональной выразительности.
Шугаев под цветовой гармонией подразумевал цветовое равновесие. Но что такое цветовое равновесие (к примеру двух цветов)? Это такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому. Речь идет по сути дела не о равновесии двух главных цветов в сочетаемых цветах, а о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов. Ведь уравновесить сразу два главных цвета в двух разных родственных цветах, расположенных в цветовом круге, практически нельзя. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главного содержится больше. Таким образом, гармонизация, уравновешенность сочетаемых цветов неизбежно связана с изменением их насыщенности, а следовательно, чаще всего с изменением их светлотных отношений.
Рассмотрим для примера, как можно гармонизировать три родственных Цвета: чистый желтый 1, оранжевый 3 и оранжево-красный 4 (см. рис. 45). Количество желтого и красного в каждом цвете различно. Поэтому, чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо уравновесить хотя бы один из составляющих их цветов, например желтый. Делается это следующим образом: разбеливают чистый желтый цвет 1 и тем самым уменьшают количество желтого компонента в нем; оранжевый цвет 3 разбеливают в меньшей степени, уменьшая в нем одновременно количество и желтого и красного; наконец, оранжево-красный цвет 4 оставляют неизменным. В результате количество желтого (чистого) в трех цветах становится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить добавлением к двум цветам разного количества черного цвета.
Конечно, здесь речь идет не о точно взвешенных пропорциях главных цветов в их сочетаниях, а о приблизительном, кажущемся равновесии цветов.
Анализируя систему из пяти цветовых кругов (см. рис. 44), можно заметить, что родственные цвета главного цветового круга значительно менее всего согласуются один с другим в колористическом отношении (по сравнению с аналогичными родственными цветами в других кругах, несколько разбеленными или затемненными). Не случайно в искусстве орнаментации тканей сочетания родственных цветов одинаковой (и тем более сильной) насыщенности - явление сравнительно редкое. Орнаментальные композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но обычно характеризуются некоторой грубостью колорита. Чаще в практике приходится встречаться с затемненными или несколько высветленными пастельными насыщенностями родственных цветов.
Важно отметить и другое достаточно распространенное явление в сочетаниях родственных цветов: с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст.
Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлости не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум из трех сочетаемых цветов добавить некоторое количество черного или белого цвета, и сочетание сразу становится убедительнее, цвета начинают гармонично соединяться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.
Многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что гармонии родственных цветов возникают не только при условии, когда количество главного цвета в сочетаемых компонентах одинаково. Можно поэтому предположить, что обеспечение равных количеств одного из главных цветов отнюдь не является обязательным условием.
Существуют, наверно, иные отношения количеств главного цвета в сочетаемых компонентах (1:2, 2:3, 2:4 и т. д.).
Кроме того, важнейшим условием гармонизации цветов в орнаментальных композициях являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, форма этих площадей.
В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов рассмотренными выше правилами следует пользоваться не догматически, а свободно, творчески.
Изображенная на рис. 44 система цветовых кругов позволяет выбрать цвета для будущего гармонического сочетания (например, один цвет берется из главного круга, другой из круга / и третий из круга V). Более точная гармонизация выбранных цветов осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.
Сводный опыт теоретиков и практиков цвета дает нам четыре основных направления в сочетаниях цветов:
Контрастные сочетания
Родственные сочетания
Родственно-контрастные сочетания
Нейтральные сочетания
Контрастные сочетания:
Контраст по цвету
Контраст по площади цветовых пятен
Контраст светлого и темного
Контраст теплого и холодного
Контраст по насыщенности
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.
красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.
Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:
Ахроматические
Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.
Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.
Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.
Основные
Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Составные
Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Сложные
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:
До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.
Контрастные
Контрастными
по отношению друг к другу считаются два
цвета, между которыми на цветовом круге
находятся
три промежуточных цвета (эти пары выборок
часто путают с дополнительными цветами).
Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.
Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.
Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.
Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.
Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.
Дополнительные
Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.
Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.
Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.
Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.
Пример дополнительных цветов:
Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.
Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.
Монохроматические
Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая композиция способствует поддержанию атмосферы спокойствия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.
Родственные
Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.
Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.
Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:
Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.
Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.
Нейтральные
Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:
Родственно-контрастные
Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:
Немного о теории цвета.
По
данным учёных человеческий глаз способен
различать до семи миллионов различных
оттенков цвета.
Психологами доказано:
первое впечатление складывается на
основе колористической композиции,
которую составляет общий колорит
помещения, . Цветовая гамма сохраняется
в памяти намного дольше, чем детали или
пропорции. Каждый цвет занимает
определенное положение на стандартном
цветовом круге, который представляет
собой непрерывность цветовых переходов.
Сектора круга окрашены в различные
цветовые тона, размещенные в порядке
расположения спектральных цветов.
Цветовой
спектр.
Первичные
(основные) цвета
- это красный, жёлтый и синий. Первичными
они называются потому, что путём их
смешивания можно получить все остальные
цвета спектра цветового круга, а путём
их смешивания с добавлением чёрного и
белого цветов – все видимые человеком
оттенки цвета. При этом первичные цвета
невозможно получить в результате
смешивания других цветов.
Вторичные
(составные) цвета
получаются путем попарного смешивания
первичных цветов: оранжевый, зелёный и
фиолетовый.
Третичные
цвета
получаются
путем попарного смешивания первичного
и вторичного цветов в равных
долях.
Хроматические
цвета.
Все
цвета, кроме белого, черного и
серого.
Ахроматические
цвета.
Чёрный, серый и белый цвета носят название
ахроматических (в буквальном переводе
с греческого – бесцветных). Они относятся
также к нейтральной цветовой гамме. Это
означает, что они могут быть использованы
дизайнером-оформителем в работе с
минимальным риском нарушения цветового
баланса художественного
оформления.
Ахроматическая
(или тоновая) шкала.
Шкала серого цвета (от 100% чёрного до
100% белого) – называется ахроматической
(бесцветной) или тоновой шкалой.
Тёплые
и холодные цвета.
Цвета делятся на тёплые и холодные. В
составе тёплых красок больше жёлтого
и красного, в составе холодных велика
концентрация синего (к холодным цветам
относятся фиолетовый, голубой и некоторые
оттенки зелёного).
Чёрный
и белый цвета – это оттенки одного
цвета: серого
,
который получается путём смешивании
чёрного и белого цветов. В этом смысле
100% белый цвет – это серый цвет, в котором
составляющая чёрного равна нулю, а 100%
чёрный – это серый без добавления
белого.
Дополнительные
(или комплиментарные) цвета.
Цвета, расположенные напротив друг
друга на цветовом круге.
Смежные
дополнительные цвета.
Цвета, расположенные в углах основания
равнобедренного треугольника, вписанного
в цветовой круг. Цвета являются смежными
дополнительными (или смежными
комплиментарными) для цвета, представленного
в сегменте круга, на который указывает
вершина этого треугольника.
Цвета
диады.
Два цвета, находящихся через один сегмент
друг от друга на цветовом круге. Пример:
красный и оранжевый.
Цвета
триады.
Вершины равностороннего треугольника
указывают на три сегмента цветового
круга, цвета на которых равноудалены
друг от друга. Эти цвета называются
цветами триады. (Пример самой контрастной,
яркой триады -первичные цвета: красный,
жёлтый и синий.)
Цвета
тетрады.
Цвета тех сегментов, на которые указывают
углы вписанных в круг прямоугольника
и квадрата, называются цветами тетрады.
Тетрады - это сочетания цветов четырёх
сегментов, равноудалённых (квадратная
«тетрада») или практически равноудалённых
(прямоугольная «тетрада») на цветовом
круге.
Советы:
Контрастные
сочетания.
Цветовые сочетания двух дополнительных.
Цветов, цвета с его смежными
дополнительными, триадных, а также
тетрадных цветов являются контрастными.
Особенно яркими и эффектными являются
цветовые композиции с использованием
сочетаний спектральных цветов. Сочетания
помягче получаются с применением
оттенков тех же самых цветов.
красный
– зеленый
оранжевый – цвет морской
волны
яичный желтый – синий
желтый
– сиреневый
лайм – фиолетовый
салатовый
– розовый и т.д.
Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, но требует особого умения. Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. красный - синий оранжевый - голубой желтый - зеленый зеленый - голубой голубой - желтый, оранжевый синий - оранжевый, зеленый фиолетовый - желтый Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается. Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным. Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует достаточно изощрённого чувства цветового баланса. В то же время успешное использование цветов тетрады сделает декор богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами Применение контрастных сочетаний требует умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчур яркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, который часто используется как нейтральный. Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга. Гармоничные сочетания.
Другим
принципом подбора цветовых сочетаний
является принцип гармоничных
сочетаний.
Аналогичные
цвета.
Цвета сегментов, расположенных по
соседству друг с другом, называемые
аналогичными цветами. Если, например,
основным цветом у Вас является синий,
то палитра оформления может включать
и бирюзовый, расположенный по одну
сторону от синего, и/или фиолетовый –
по другую. Посмотрев на цветовой круг,
Вы увидите, что некоторые гармоничные
комбинации могут быть мягкими и
спокойными, как жёлтый с весенне-зелёным.
Другие, например, розовый с оранжевым,
весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш
выбор, результат может получиться
интереснее, чем если бы вы использовали
оттенки только одного цвета.
Сочетания
цветов диады.
Сочетания
цветов, представленных в сегментах,
находящихся через один сегмент друг от
друга, являются также скорее гармоничными,
чем контрастными.
Тональные
(нюансные) сочетания.
Ещё одним принципом подбора цвета
является тональный принцип, когда для
оформления работы подбирают оттенки
одного цвета, представленные в одном
сегменте цветового круга.
Монохроматические
цвета
.
Эти оттенки называются монохроматическими
цветами. К примеру, если для работы
Вы выбираете жёлтый, палитра может
варьироваться от бледно-жёлтого до
тёмно-золотистого цвета. Создаётся
цельная уравновешенная цветовая
композиция.
Еще
несколько советов:
Освещение
заметно влияет на восприятие цветов.
Они кажутся теплее и ярче в помещениях
с окнами на юг, где больше солнца, в то
время как в комнатах на северной стороне
освещение обычно холодное, оно приглушает
цвета, придавая им сероватый и прохладный
«налёт». Электрический свет тоже изменяет
цвета. Люминесцентные лампы обычно
излучают холодный синеватый свет, а
лампы накаливания делают цвета более
тёплыми: жёлтый при таком освещении
практически теряется, фиолетовый кажется
коричневым, а терракотовый – оранжевым.
При использовании холодных цветов
для оформления изображений необходимо
учитывать их способность как бы
«отодвигать» изображение вглубь от
зрителя, в то время как тёплые цвета
изображение к зрителю приближают.
Как
упоминалось выше, белый, серый и чёрный,
а также множество оттенков кремового
цвета являются нейтральными. Они могут
служить отличным противовесом ярким и
сочным цветам, их хорошо включать в
контрастную цветовую гармонию – чтобы
уравновесить слишком яркие сочетания.
В
комбинации с различными оттенками
коричневого нейтральные цвета создают
очень спокойную и приятную, так называемую
экологическую гамму.
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета.
Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.
В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.
Рассмотрим, как можно гармонизировать три родственных цвета – чистый красный, красно оранжевый и оранжевый. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Цветовой круг - это очень сильный инструмент в умелых руках. Знание законов построения цветов позволит с лёгкостью манипулировать настроением цветовой палитры и создавать наиболее гармоничные композиции. Все правила строятся на основе первоначального вида цветового круга, поэтому к нему придётся возвращаться в процессе изучения темы.
Стоит отметить, что цветопередача мониторов далека от идеала, а при некоторых настройках различные оттенки могут сливаться и быть совершенно не различимы. По возможности нужно произвести калибровку монитора.
Независимо от настроек монитора можно изучить суть метода, но следует делать поправку на то, что на другом компьютере то, что вы ведите на своём будет выглядеть иначе.
Цветовой круг
Цветовые комбинации:
Ахроматические
Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.
Цвета ахроматические
В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.
Основные цвета
Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.
Основные цвета
Составные
Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.
Составные цвета
Сложные
Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.
Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.
Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.
Контрастные
Контрастные цвета - это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.
Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.
Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.
Дополнительные
Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.
Пример дополнительных цветов:
Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.
Монохроматические
Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.
Родственные
Родственные цвета - это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.
Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.
Нейтральные
Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.
Пример нейтральных цветов:
Родственно-контрастные
Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.