Секатор призван облегчить труд садовода. Простой механизм позволяет в два счёта справляться с обрезкой древесных веток и стрижкой кустарника, помогает при черенковании и обрезке корней во время пересадки. Секатор с храповым механизмом - особая модификация привычного прибора. Он может разложить требуемую силу сжатия на несколько составляющих, позволяя садоводу проще справиться с толстыми и грубыми ветвями.
Особенности конструкции и принцип действия
В основу секатора с храповым механизмом положен принцип трещотки. Именно он даёт возможность разделить усилие на слагаемые и провести обрезку трудной ветки в несколько приёмов, не теряя ровность среза. Трещотка - это ступенчатый механический узел, который при каждом нажатии с помощью зубчатого фиксатора отправляет рычаг с ножами вперёд. В процессе работы секатор издаёт характерный треск.
На практике техника работает так:
Внимание! Фактически вам потребуется нажать на этот секатор N-ное количество раз. Итоговая сумма сил будет равняться тому, что вы потратите на одно нажатие для разреза обычным прибором.
Сколько бы вы не нажимали на ручку, срез останется ровным, а значит, рана растения быстрее заживёт. Трещоточный механизм не только бережёт силы садовода, но и заботится о самом инструменте. От больших нагрузок со временем изнашивается даже прочная сталь.
Как выбрать
Секаторы с храповым механизмом чаще всего относятся к контактной разновидности. Они изготавливаются из тех же материалов, что и классические. Потребительское распространение получили секторы Gardena, Самурай, MR Logo, Grinda. Производители конкурируют между собой в остроте, надёжности и долговечности ножей, удобстве захвата рукояти, простоте конструкции и нюансах её регулировки.
При выборе секатора специалисты в первую очередь советуют обращать внимание на надёжность бренда. Во вторую - на удобство фиксации устройства в руке. Последнее зависит длины и материала ручек. Удобнее пользоваться рукоятками из стекловолокна или пластмассы с резиновыми кожухами.
Совет. По отзывам садоводов лучше всего работать прибором с титановыми лезвиями. Этот материал лёгок, прочен и инертен, не склонен к коррозии, накоплению грязи.
Перед покупкой проверьте лезвия. Они должны быть идеально острыми. Для качественного металла обязательно антислипающееся покрытие. Проверяйте технические характеристики - ветки какой толщины можно обрезать конкретным секатором.
Как работать с секатором. Отзывы об устройстве
Садоводы оставляют о секаторе с храповым механизмом положительные отзывы. Он действительно полезен, особенно в садах и плодопитомниках, работающих для коммерческих целей. С таким приспособлением вам не потребуется большой силы в руках, чтобы сделать разрез на массивных переросших или сухих ветвях (не более 3 см в разрезе). Но помимо очевидных преимуществ у таких устройств есть и минусы:
- стоит недёшево, из-за дороговизны материалов и сложности конструкции;
- слишком тонкие веточки или розы вы им не обрежете - неудобно захватывать (нужен секатор плоского типа);
- слишком толстые ветки обработать тоже не получится (требуется другое устройство - сучкорез).
В работе с таким секатором секретов нет:
- убедитесь в остроте лезвий;
- предварительно обработайте их обеззараживающим составом;
- приступая к обрезке сада, наметьте план и задачи: какие растения и где будете подрезать;
- контролируйте положение защитного фиксатора во время и после работы.
Производители начиняют секаторы дополнительными функциями и вспомогательными технологиями. Садоводы советуют изучить их ещё до покупки, чтобы не приобрести ненужную вещь по завышенной цене. И помните: несмотря на облегчение труда, вам придётся потратить на обработку одного и того же участка больше времени, чем с обычным секатором. Ведь вместо одного нажатия для обрезки ветки вам потребуется сделать несколько.
Модели секаторов: видео
Для прерывистого перемещения рабочих органов станков используют механизмы периодического действия, которые за часть полного периода (цикла) своей работы сообщают исполнительному механизму прерывистое движение, повторяющееся в каждом цикле. Такие устройства необходимы для подачи стола на строгальных и долбежных станках, поворота многоинструментальных головок, поперечной подачи шлифовальной бабки, поворота нарезаемого зубчатого колеса на следующий зуб и т. д. Во всех указанных случаях рабочий орган станка совершает в определенный момент прерывистое перемещение. Обычно для периодических прерывистых движений узлов и деталей станков применяются следующие механизмы: храповые, кулачковые, мальтийские, с муфтами обгона, электрического действия, гидравлического и пневматического действий.
Храповые зубчатые механизмы подразделяются на механизмы с наружным зацеплением (односторонние и двусторонние) и механизмы с торцовым зацеплением. Храповые механизмы применяются для получения периодических (прерывистых) движений подач в строгальных и долбежных станках, поворотов револьверных головок, цикличных движений в автоматах. Они удобны в тех случаях, когда периодические перемещения строго ограничены временем перебега или обратного хода резца.
Основные схемы храповых механизмов показаны на рис. 39. Ведущим звеном является собачка 1, совершающая возвратно-качательное движение, а ведомым - храповое колесо 2, которое может быть с наружным (рис. 39, а), внутренним (рис. 39, б) и торцовым (рис. 39, в) зацеплениям и. При каждом цикле качания собачка поворачивает храповое колесо на заданное число зубьев и отходит в исходное положение, проскальзывая по зубьям храповика.
В механизме с наружным храповым колесом (см. рис. 39, а) при равномерном вращении кривошипа К, связанного с ним шатуна Ш Н рычаг Р Г получает непрерывное качательное движение относительно точки 0 2 . С рычагом Р Г связана собачка 1, упирающаяся в зубья колеса z 2 . П ри качании коромысла по стрелке, а-б (в сторону б) собачка приподнимается, скользит по спинкам зубьев и колесо не поворачивается. Принцип действия других конструкций аналогичен.
На рис. 39, г показан храповой механизм с поршневым приводом, содержащим цилиндр Ц, поршень П и шатун Ш Н. Храповые колеса и собачки изготовляются из сталей 15Х, 20Х, которые цементируются и закаливаются.
Основные размеры храповых колес (мм):
где D - наружный диаметр храпового колеса, мм; m - модуль, мм; z - число зубьев храпового колеса; Р - шаг, мм; α - угол поворота храпового колеса, градус; α 1 - число зубьев, захватываемых собачкой.
Кулачковые механизмы по виду движения разделяются на механизмы радиального и аксиального движения.
Наибольшее распространение получили плоские кулачковые механизмы, которыми легко осуществлять разнообразные функции управления при сравнительной компактности и несложной конструкции. Через плоские кулачковые механизмы преобразуется вращательное движение кулачка в поступательное движение толкателя. В механизмах с цилиндрическими кулачками барабанного типа (рис. 40, а) или торцового типа (рис. 40, б) ведущим звеном является кулачок 1 с пазом, по которому перемещается ролик толкателя 2. Такие механизмы применяются в станках-автоматах и полуавтоматах для осуществления автоматического цикла работы. Максимальная длина хода (по кривой кулачка) для барабанных кулачков составляет до 300 мм, для дисковых плоских кулачков 100-120 мм.
Принцип работы дискового кулачка (рис. 40, в) торцового типа состоит в следующем. Дисковый кулачок 1 равномерно вращается от привода вокруг оси О 1 . На поверхность профильного кулачка опирается ролик 2 с рычажным механизмом, заканчивающимся ползуном С, связанным с рабочим органом Р 0 . При равномерном вращении ролик 2 будет качаться соответственно профилю кулачка и через рычажный механизм, и ползун С передает прямолинейное возвратно-поступательное движение рабочему органу Р 0 . Материалами для кулачков обычно служат стали 50 и 40Х с поверхностной закалкой, при нагреве токами высокой частоты (ТВЧ) и закалке до твердости НRС 52-58.
Мальтийские механизмы . На рис. 41, а изображена схема мальтийского механизма, где ведущим звеном является вал I с кривошипом 1, а ведомым шестипазовый диск 2 - мальтийский крест, жестко закрепленный на валу II. При каждом обороте кривошипного вала I палец кривошипа 1 входит в один из пазов мальтийского креста и сообщает ему прерывистый поворот на угол 2α = 360°/z, где z - число пазов креста. Для плавного поворота креста, без жестких ударов в начале и конце поворота, должно удовлетворяться условие α + β = 90°, где β - половина центрального угла пальца креста.
На рис. 41, б изображен мальтийский механизм, состоящий из кривошипа и креста, его передаточное отношение зависит от числа пазов креста, которых может быть от 3 до 8:
В четырехпозиционном мальтийском механизме при равномерном вращении кривошипа 2, закрепленный на нем ролик 1 в определенный момент входит в один из четырех пазов мальтийского креста 4 и поворачивает его на 90°. За каждый последующий полный оборот кривошипа 2 вал с мальтийским крестом сделает только 1/4 оборота. Диск 3, жестко связанный с кривошипом, служит для фиксации положения креста в каждой из его четырех позиций.
Фиксирующие устройства. Многие перемещаемые узлы и детали станков при их установке в рабочее положение должны точно координироваться относительно других узлов и деталей станка. Для этого применяют фиксаторы. Круглый конический фиксатор (рис. 42, а) дает точную фиксацию, так как зазор между коническими поверхностями штифта 1 и втулки 2 отсутствует. Плоский конический фиксатор (рис. 42,6) обеспечивает большую жесткость и точность фиксации. Клин 1 подтягивается винтом 2 для устранения зазора между корпусом 3 и фиксатором 4. Фиксаторы применяют, например, для фиксации в рабочее положение поворотной револьверной головки на токарно-револьверном станке или автомате, для обеспечения соосности осей шпинделя и соответствующего гнезда револьверной головки, для установки режущего инструмента. Поворотный шпиндельный блок многорезцового токарного автомата должен точно координироваться относительно режущих инструментов так, чтобы прутковые и инструментальные шпиндели располагались соосно. Фиксаторы также необходимы для поворотных столов, делительных и других устройств.
Механизмы обгона являются разновидностью дифференциальных механизмов. Их применяют в тех случаях, когда необходимо передавать два вращательных движения от двух независимых источников на один вал, а также используют для обеспечения медленных рабочих и быстрых холостых движений. Механизмы обгона конструируют в виде храповых, роликовых или шариковых муфт.
Колесо 2 храповой муфты обгона (рис. 43, а) получает медленное вращение РХ (рабочий ход) против часовой стрелки. Оно свободно сидит на валу 4 и имеет на пальце собачку 3. Храповое колесо 1 при помощи шпонки жестко посажено на вал, который может быстро вращаться в том же направлении со скоростью XX (холостой ход). При рабочем ходе колесо 2 через собачку 3 вращает храповое колесо 1, ас ним и вал 4. При включении холостого хода от отдельного электродвигателя или другого устройства вал 4 получает быстрое вращение. В этом случае храповик будет обгонять собачку, и тогда медленное движение от колеса 2 на вал передаваться не будет.
Колесо 2 роликовой муфты обгона (рис. 43, б) свободно сидит на диске 3 с угловыми вырезами, в которые помещены ролики 1.
Контакт роликов с кольцом осуществляется подпружиненными пальцами 4. Диск получает быстрое, а кольцо медленное движение в одном направлении. Кольцо 2 непрерывно медленно вращается и увлекает за собой ролики 1, которые, перекатываясь, заклиниваются в угловом пазу между кольцом и диском 3, который получает таким образом медленное вращение. При этом можно сообщить быстрое вращение валу, несущему диск 3, который, обгоняя кольцо 2, расклинивает ролики 1.
Муфты обгона используют в токарных, многорезцовых, сверлильных и других станках для передачи рабочих и ускоренных движений, а также для ручной подачи и других целей.
И его частей: храпового колеса и собачки.
Расчет храпового механизма
Наиболее опасным для элементов останова является положение, когда собачка упирается в вершину зуба храпового колеса (рис. 1, б). Так как зацепление зубьев с собачкой происходит с некоторым ударом, то кромки зуба колеса и собачки сминаются. Прочность кромок определяют по уравнению:
где P – окружная сила, H; b – ширина колеса, см; [q] – допускаемое линейное давление с учетом динамического характера нагружения, Н/см (значения [q] для некоторых материалов приведены в таблице 1).
Храповой механизм
Рис. 1: а - схема останова; б - расчет собачки
Окружную силу определяют из уравнения:
где D - внешний диаметр храпового колеса; z - число зубьев храпового колеса; m - модуль зацепления храпового колеса; Mк - крутящий момент, действующий на валу храпового колеса.
Параметры для расчета храпового соединения
Табл. 1: Примечание. Значения [q] соответствуют механизмам для 1, 2 и 3-й групп режимов работы. Для более напряженных режимов эти значения должны быть не ниже 25-30%.
Расчет храпового колеса
Соотношение между шириной зуба b и модулем m определяется коэффициентом ψ=b/m, значения которого даны в таблице 1. Бόльшие значения коэффициента ψ принимают для , работающих со значительными ударными нагрузками. Ширину собачки при нимают на 2-4 мм шире зуба храпового колеса, чтобы компенсировать возможные неточности монтажа. Используя уравнения, приведенные выше, получаем выражение для модуля колеса:
Если число зубьев неизвестно, а известен диаметр храпового колеса, то удобнее пользоваться выражением:
При модуле храпового колеса m≥6 мм можно ограничится проверкой зуба по изгибу. Плоскость излома зуба (рис. 1, б) отстоит на расстоянии h = m от вершины зуба. Высоту расчетного сечения зуба храпового колеса с внешним зацеплением принимают a = 1,5m. Тогда момент, изгибающий зуб:
Момент сопротивления изгибу при рассмотрении зуба как балки, закрепленной с одного конца:
Напряжение от изгиба должно удовлетворять неравенству:
Принимая допускаемые напряжения [σ и ] = σ в /n для чугунов и [σ и ] = σ т /n для сталей, где значения n указаны в таблице 1, получаем выражение для модуля:
При внутреннем зацеплении зубья храпового колеса значительно прочнее, поскольку в этом случае высота расчетного сечения зуба a = 3m. Модуль определяют из выражения:
Расчет собачки храпового механизма
Собачку изготовляют обычно из стали 40Х, термообработанной (см. ) до твердости не ниже HRC 48-50. Чтобы обеспечить надежную работу соединений, собачка прижимается к храповому колесу пружиной (рис. 2, а, б) или силой тяжести специального груза (рис. 2, в). Ось вращения собачки устанавливают в таком месте, чтобы угол между прямыми, проведенными от оси колеса и оси собачки в точку контакта собачки с колесом, был близок к 90°
Работа храпового механизма
Поверхность зуба колеса, упирающуюся в собачку, делают плоской. При вращении храпового колеса в направлении, соответствующем подъему груза, собачка свободно скользит по наклонным поверхностям зубьев.
Конструкции собачек с принудительным включением
Рис. 2
Если направление вращения колеса изменяется на противоположное, то собачка, упираясь в верхнюю кромку зуба колеса, соскальзывает во впадину и прижимается к рабочей грани зуба всей торцевой поверхностью, создавая необходимый упор. При этом на собачку от окружной силы P будут действовать сила нормального давления N = Pcosα и сила R = Psinα, направленная вдоль рабочей грани зуба и стремящаяся сдвинуть собачку к основанию зуба (рис. 1, б). Кроме того, на собачку действуют сила трения fN вдоль рабочей грани и момент трения Pf ı d/2 в опоре O ı , препятствующие входу собачки в зацепление (здесь f ı – коэффициент трения между собачкой и ее осью, имеющей диаметр d). Приведенная к плоскости рабочей грани зуба сила трения от момента трения на оси собачки выражается уравнением:
Если пренебречь влиянием силы тяжести собачки и силы пружины, способствующих созданию зацепления, то для обеспечения входа собачки в зацепление с зубом должно быть удовлетворено неравенство:
откуда после преобразований получаем:
то есть беспрепятственное движение собачки к основанию зуба колеса будет обеспечено, если угол α отклонения передней грани зуба колеса будет больше приведенного угла трения собачки по зубу храпового колеса с учетом коэффициентов трения f и f ı и геометрии зацепления. Нормально на построение профиля зубьев храпового колеса при наружном и внутреннем зацеплении предусмотрен угол α = 20°, что учитывает и влияние трения в опоре O ı и возможное загрязнение, и повреждение контактных поверхностей зуба колеса и собачки.
Собачка воспринимает сжимающие, растягивающие и изгибающие нагрузки. Расчет ведут при положении собачки, упертой концом в кромку зуба колеса (рис. 1, б). Так, при сжатой собачке напряжение в опасном сечении:
где В – ширина собачки; [σ и ] с =σ т /n – допускаемое напряжение; n=5 – запас прочности.
9. Мелкомодульные храповики
Наружное зацепление
Внутреннее зацепление
Для внутреннего зацепления брать значения D, не отмеченные звездочкой.
Общие размеры, мм |
Зацепление |
||||||||
наружное |
внутреннее |
||||||||
Продолжение табл. 9
Диаметр Dзацепления при числе зубьев |
|||||||
10. Храповик переключения (число зубьев z от 12 до 30)
Размеры, мм
t = πm – шаг, мм;
2R= mz- диаметр начальной окружности, мм;
h = m – высота зуба, мм
Построение профиля. Разделить внешнюю окружность NN на z равных частей (AA=t), через точки деления провести радиусы и построить угол β = 4°. В точке С пересечения образующей угла β с окружностью SS, ограничивающей впадины зубьев, построить угол А 1 СВ=80° искомого профиля
11. Остановочные храповики с наружным и внутренним зацеплениями
(число зубьев z от 8 до 30)
t = πm – шаг, мм;
2R= mz – диаметр начальной окружности, мм;
h= 0,75m – высота зуба, мм;
а = m – длина хорды АВ, мм
Размеры, мм
Параметры |
|||||||||||||
Храповика |
|||||||||||||
Построение профилей наружного и внутреннего зацеплений (в скобках дана величина углов при внутреннем зацеплении). Описывают начальную окружность NN и окружность оснований зубьев SS. Окружность NN делят шагом t на равные части. От любой точки деления откладывают хорду АВ=а. На хорде ВС при точке С строят угол в 30º (20°). В середине хорды ВС восстанавливают перпендикуляр LM до пересечения в точке 0 со стороной угла СК. Из точки 0 радиусом 0С описывают окружность. Точка F пересечения этой окружности с окружностью SS есть вершина угла в 60° (70°).
Расчет храповиков
В качестве исходных данных необходимо знать требуемый угол поворота храпового колеса аº и передаваемый крутящий момент на валу храпового колеса.
Предварительное число зубьев храпового колеса z пр = 360º/а; принимают z= 8…48, предпочтительно z = 12…20.
Фактический угол поворота храпового колеса (на один зуб)
Модуль храпового колеса, мм:
для наружного зацепления
для внутреннего зацепления
где М кр – крутящий момент на валу храпового колеса, Н·мм;
ψ – отношение ширины колеса к модулю;
Рис. 5. Схема к расчету храповиков
Расчетный модуль округляют до стандартного. Проверку линейного давления производят по формуле
где b – ширина зуба, мм; [σ и ] – допускаемое напряжение на изгиб для материала колеса, МПа;
q – допускаемое давление на единицу длины зуба, Н/мм. Ширина собачки b 1 ≤ b.
Значения ψ, qи [σ и ] для различных материалов храповых колес приведены в табл. 12.
12. Значения ψ, q и [σ в ]
Храповые колеса и их собачки изготовляют закаленными и цементованными с закалкой.
Напряжение в опасном сечении а – b или с – d собачки (рис. 5)
где окружная сила
Изгибающий момент
М u = Рl (здесь l- плечо изгиба);
Диаметр оси собачки: в сечении I – I
в сечении II –II
где [σ и ] ≤ 50МПа для оси собачки из стали Ст5 или стали 45.
Впервые о храповом механизме упоминается в древних легендах, относящихся к 400 году до нашей эры, ко времени войны между Карфагеном и Сиракузами. В приданиях говориться об арбалетах, так называемых гастрофетах, в которых использовались храповые механизмы. Вдоль гастрофета проходила канавка, в которой передвигался ползунок, предназначенный для оказания действия на стрелу. С двух сторон канавки были прикреплены зубчатые рейки, на которых и скользили храповики. Эти храповики предотвращали возможность выстрелить во время натяжения арбалета.
В XV веке Леонардо да Винчи доработал и усовершенствовал храповой механизм. Это дало возможность заметно улучшить условия работы и повысить безопасность рабочих, которые поднимали и держали на весу тяжёлые грузы. Именно поэтому храповик ещё называют ремнём безопасности XV века.
1. Устройство храповика.
или храповой механизм – это зубчатое устройство прерывистого движения, которое необходимо для замены возвратно-вращательного движения на прерывистое движение только в одном направлении. То есть, храповик даёт возможность вращаться оси в одном направлении и не допускает вращения в обратном направлении.
По форме храповик – это зубчатое колесо, имеющее несимметричные зубья с упором на одну сторону (одна сторона зубья пологая, а другая – поднутренная или отвесная). Движение колеса в обратном направлении ограничено собачкой, прижимающейся пружиной или собственным весом. Устройство храповика несложное.
Конструктивно храповой механизм состоит из таких элементов:
1. Храповое колесо.
2. Вал.
3. Собачка с осью, которая должна крепиться на неподвижный элемент.
4. Рычаг.
5. Иногда, в конструкции предусмотрена дополнительная стопорная собачка.
Храповое колесо – это основной элемент любого храпового механизма. По внешнему виду – это обычное колесо, в котором предусмотрены зубья. Храповое колесо изготавливают методом ковки или методом литья из разных видов стали.
Храповые механизмы отличаются между собой и по количеству зубцов на храповых колёсах. Количество зубцов определяет долю окружности, на которую предполагается делать поворот храповика. Для обеспечения поворота на шестьдесят градусов понадобится шесть зубцов (шестьдесят градусов равно одной шестой окружности). Для возможности поворачивать механизм на 30 градусов понадобиться храповик с 12 зубцами (тридцать градусов равно одной двенадцатой окружности). И так далее. Самое минимальное количество зубцов для храповика равно шести. Храповиков с меньшим количеством зубцов, обычно, не производят.Храповое колесо крепится на специальный вал, на котором оно может свободно вращаться. Для максимальной свободы вращения пространство между валом и колесом смазывают машинным маслом. Собачка предназначается для ограничения движения храпового колеса. Она зацепляется с храповиком и задерживает его движение в сторону спуска, но при этом не останавливает движение в сторону подъёма. Для того, чтобы храповик смог крутиться в сторону подъёма, собачку необходимо вывести из зацепления с ним. Для этого собачку нужно разгрузить при помощи специального механизма.
Существуют храповые механизмы, способные обеспечить вращение как вправо, так и влево. В там случае зубцы храпового колеса делают прямоугольными, а собачку перекидной. Если собачку перекидывать с одной стороны на другую, то можно менять направление вращения храпового механизма. В некоторых вариациях храповиков предусмотрена дополнительная стопорная собачка. Она нужна для обеспечения более высокой надёжности всего механизма.
Управление собачкой производиться при помощи рычага, который способен как ввести, так и вывести её из зацепления. Чем размеры храповика больше, тем больший рычаг потребуется. Именно по такой причине храповики производят максимально маленькими (на сколько это возможно). Высота одного зубца рассчитывается как 0,3-0,4 от величины шага.
Различают два типа храповых механизмов в зависимости от типа профилированной поверхности:
1. Барабанные – рабочая профилированная поверхность являет собой окружность или её фрагмент.
2. Реечные – профилированная поверхность механизма линейна.
В зависимости от профиля храпового колеса различают такие виды храповых механизмов:
1. Храповые механизмы с прямоугольным профилем.
2. Храповые механизмы с пологим профилем.
3. Храповые механизмы с радиальным профилем.
В зависимости от количества рычагов в механизме, бывают храповики таких видов:
1. Храповики с одним рычагом.
2. Храповики с двумя рычагами.
Механизмы с двумя рычагами обеспечивают большую устойчивость и не допускают перекосов во время работы механизма.
По типу зубцов бывают храповики таких видов:
1. Храповики с прямыми зубцами.
2. Храповики со скошенными зубцами.
У храповиков со скошенными зубцами упор для собачки более надёжный, что обеспечивает более надёжное зацепление составляющих механизмов.
2. Принцип работы храповика.
Рассмотрим какой же принцип работы храповика. Рычаг с собачкой возле храповика находится в свободном вращении. Эта собачка одним своим концом находиться на храповике, а вторым – прикреплена на подвижное осевое соединение. Когда на храповой механизм воздействует тяга от другого механизма, рычаг начинает качаться в разные стороны. Во время отклонения рычага собачка просто скользит по пологой стороне зубцов, не оказывая никакого влияния на вращение храповика. Если воздействие тяги прекращается, собачка упирается на отвесную сторону зубца и препятствует обратному движению храповика. То есть, постепенно качаясь то в одну, то в другую сторону, рычаг с собачкой обеспечивает поступательные движения храпового механизма.
К примеру, рассмотрим принцип действия храповика в подъёмном механизме. Поворачивая рукоятку, можно поднять груз на определённую высоту. Но если рукоятку отпустить, то груз не упадёт, а будет удерживаться в подвешенном состоянии из-за того, что храповик находится в зацеплении с собачкой. Для того, чтобы появилась возможность опустить груз, необходимо для начала приподнять собачку (удерживать рукоятку) и спокойно в медленном темпе опустить груз, поворачивая рычаг.
3. Область применения храповых механизмов.
Применение храповых механизмов очень широкое. Их используют во многих конструкциях и приборах, например, в , турникетах, замках наручников, гаечных ключах, заводных механизмах часов, отвёртках, механизмах заднего хода велосипедов, строгальных станках, обгонных муфтах, шифровальных машинах (например, «Энигма»),защитных устройствах электроинструментов и в транспортных средствах (в механизме коленчатого вала).
Храповой механизм в основном используется как задерживающее устройство. В подъёмных машинах, оснащённых лебёдкой, зубчатое колесо храповика соединяется с барабаном лебёдки, а собачка предотвращает обратное раскручивание барабана под давлением со стороны груза. В механических часах с пружинным заводом храповик предотвращает самостоятельное раскручивание заводной пружины.
В транспортных средств также используются храповые механизмы. Они необходимы для обеспечения моментальной остановки всего механизма и предотвращения его прокручивания в обратном направлении. Храповой механизм в коленчатом вале даёт возможность присоединения пусковой рукоятки. С помощью храпового механизма передаётся вращательное движение от рукоятки к коленвалу, что обеспечивает его запуск. Кроме того, храповик обеспечивает отсоединение коленвала от рукоятки в автоматическом режиме после запуска двигателя в самые короткие сроки.