Абидова Дилора
Творческий детский проект «Выжигание по дереву»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»
Выжигание по дереву
Творческий проект
Участники :
П. Глеб Андреевич,
Р. Анастасия Дмитриевна
(подготовительная к школе группа №5)
Руководитель :
Абидова Дилора Аскаровна
(воспитатель)
г. Нягань
1. Введение…. ….…3
2. Основная часть…. ….…. 4
дереву… . 4
2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву… .….6
2.3. Техника выжигания по дереву . …8
выжигания по дереву… .…. 10
3. Заключение….12
4. Список использованной литературы…. …13
5. Приложение…14
1. Введение
У моей мамы был осенью день рожденья, и мне захотелось сделать для нее подарок своими руками. Я попросил помощи у папы, и он мне предложил выжечь на фанерке картинку. Мы выбрали картинку белочки, перенесли ее на фанерку, и затем папа научил меня работать выжигателем . Мне очень понравилось создавать рисунок выжиганием , получилась очень красивая белочка. Я принес в группу свою поделку, и показал детям. Им очень понравилась моя поделка, но они не знали, что такое выжигание по дереву , и как выжигают . Я предложил детям познакомиться с техникой выжигания по дереву и выжечь своим мамам подарки на 8 марта.
Увидев поделку и книгу «Выжигание по дереву » , Настя тоже решила сделать маме подарок. Но она не знала, что еще можно выжечь по дереву , и как выжечь. Мы задумались : когда появился такой прибор - выжигатель , и используют ли сейчас люди такой способ - выжигание по дереву . С этим вопросом мы обратились к воспитателю Дине Аскаровне.
У нас появилась цель : как можно больше узнать о выжигании по дереву и научиться выжигать изделия по дереву .
Задачи :
Познакомиться с историей появления выжигания по дереву выжигателя (его основными частями) ;
Узнать о материалах и инструментах для выжигания по дереву ;
Ознакомиться со способами работы выжигателем по дереву ;
Овладеть простой техникой выжигания по дереву .
2. Основная часть
2.1. История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву
Из книг мы узнали : выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.
Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.
Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями , декоративно украшенными выжиганием .
В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры , надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву , нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки , их называли «троицкие» , а украшали их выжиганием . Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек .
В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева . В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.
Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.
В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания , и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором , проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.
В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.
Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.
2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву
Существует несколько видов выжигания . Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски :
1. Выжигание по контуру : линиями выжигается только контур предмета.
2. Силуэтное выжигание : полностью выжигаются либо фигурки людей , животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.
4. Выжигание с передачей светотени : этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию .
Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания , лучше всего выжигать не штрихами , а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.
Выжигать можно на любой деревянной поверхности , но лучше всего подходит бук (деревянные ложки , лопатки, разделочные доски, идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.
Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.
Электровыжигатель состоит из вилки , трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки : вправо-больше, влево-меньше.
Мы узнали некоторые правила пользования электровыжигателем :
Не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;
Не подносить раскаленную насадку к лицу;
Не вскрывать коробку трансформатора;
Не скручивать и не сгибать электрический провод;
Не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;
Не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.
2.3. Техника выжигания по дереву
Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву .
Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.
Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки : на них фигуры изображены в профиль, с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Силуэтный портрет изображается только в профиль
Прочертив контур, заполняем его темным тоном. Для достижения такого эффекта водим перо медленно, и в случае необходимости обрабатываем поверхность несколько раз.
Прошло много времени, и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов. Они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков.
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.
Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз – это предварительный рисунок. Сюжет – это предмет изображения, т. е. то, что будет изображено на картине : городской, деревенский или морской пейзаж . В переводе с французского языка – «пейзаж» означает «местность, страна» , но этим же словом обозначают и изображение природы в искусстве.
Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции : деревья , кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. В создании эскиза учитывается все : количество изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т. е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы : чем дальше, тем предметы становятся меньше.
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
Из семи цветов радуги только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов : красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зеленый; красный + желтый = оранжевый. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным – сочетание различных оттенков синего цвета.
2.4. Овладение плоской техникой выжигания по дереву
В нашем детском саду узнали , что мы интересуемся выжженными по дереву изделиями и организовали выставку «Выжигаем по дереву » . Нам стали приносить разные вещи, картинки, книги, журналы.
Мы узнали много интересного, собрали альбом с изделиями, выжженными по дереву . Стали думать, что можно выжечь по дереву . И решили выжечь на доске куклу Акань, про которую узнали, когда знакомились с бытом коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Мы решили подарить нашему детскому саду эту поделку , так как в этом году мы выпускаемся в школу.
Северная кукла Акань была символом семьи, дома. Куклу любят, с ней делятся обидами и лакомствами. Когда она рядом, быстрее приходит сон. Женщины хранят свои детские куклы и создают новые, как когда-то их прародительницы оберегали домашних идолов, охранявших дом, род. У каждой девочки был собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с нарядами. И кукол, и платья для них девочка шьет только сама. Дети любили играть с куклой, лежащей в берестяной люльке. Для кукол делали постели, подушки, сумочки и другие предметы.
Для выжигания куклы Акань мы воспользовались плоским выжиганием , когда изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек.
Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии : от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.
Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева . Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.
Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис, а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами : нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.
3. Заключение
В процессе творческой работы мы узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву , с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями) ; узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву ; освоили способы работы выжигателем по дереву ; овладели простой техникой выжигания по дереву .
От работы с деревом и электровыжигателем мы получаем только удовольствие, радуемся результату своего труда. Ведь ни для кого не секрет, что занятия с деревом и электровыжигателем способствуют развитию творчества , воображения, развивают тонкую ручную координацию. Теперь с помощью электровыжигателя мы сможем выжечь по дереву не только куклу Акань, но и герб нашего города – красоту и гордость наших сердец. Вот какой секрет открыл нам электровыжигатель !
Свою выставку мы решили показать всем детям нашего детского сада «Веснянка» .
В дальнейшем хотим научиться другим техникам выжигания по дереву .
4. Список использованной литературы
1. Васнецова Н. Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель» , 2001 – 264 с.
2. Подарки для друзей : Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.
3. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.
4. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву . – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.
5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М» , 2011 – 53 с.
Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-02МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к творческому проекту по технологии
на тему: «Выжигание по дереву»
Выполнили
Белозёрова Е.,
Жмакин Г. (11 кл.)
Руководитель проекта
Жмакин О.А.
2008 год
Введение
Подготовка материала к выжиганию
Приемы выжигания
Технология изготовления набора разделочных досок
Экономическое обоснование
Правила техники безопасности
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Художественная обработка дерева была известна еще в IX -X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.
1. Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,
поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
2. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
3. Технология изготовления набора разделочных досок
Поз. | Наименование | Кол - во | Материал | Размеры, мм |
Разделочная доска | Древесина | 20 ×170× 360 |
||
Подвеска | // - // - // | 20 ×90× 360 |
||
Колышек | // - // - // | Ø12× 42 |
Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
1. Подготовить заготовку. | Линейка, карандаш, ножовка. |
|
2. Разметить по длине. | ||
3. Разметить осевую линию. | Линейка, карандаш, треугольник. |
|
4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии. | Линейка, карандаш. |
|
5. Провести дуги окружностей. | Циркуль, линейка. |
|
6. Просверлить отверстие Ø 20 мм. | Шило, сверлильный станок, сверло Ø 20 мм. |
|
7. Выпилить криволинейный контур. | Лобзик, выпиловочный столик. |
|
8. Подготовить заготовку. | Линейка, карандаш, ножовка. |
Лобзик, выпиловочный столик. |
||
11. Разметить и просверлить два отверстия Ø 12 мм. | Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ø 12 мм. |
|
12. Выточить колышки. | Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль. |
|
13. Отшлифовать все детали изделия | Наждачная бумага. |
|
14. Собрать подвеску. | Кисточка, клей, киянка. |
|
15. Выполнить отделку изделия. | Электровыжигатель, лак. |
4. Экономическое обоснование
С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.
Стоимость материала С м = 53 руб.
Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.
Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.
Себестоимость С = С м + З + З др
С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.
5. Правила техники безопасности
При пилении древесины:
● пользуйся упорами и направителями;
● не держи левую руку близко к полотну пилы;
● не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.
Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:
● изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;
● работай на станке с разрешения учителя.
При работе на сверлильном станке:
● правильно установи сверло;
● надежно закрепи деталь;
● плавно и равномерно подавай сверло;
● заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.
Выполняя лакокрасочные работы:
● не держи долго открытыми банки с красками;
● при работе не подноси краски к лицу;
● работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
● используй защитные средства; перчатки, респиратор;
● после завершения работы вымой руки с мылом.
Особая осторожность при работе с электровыжигателем:
● работай в проветриваемом помещении;
● проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;
● по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.
Заключение
Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.
Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.
Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.
Список используемой литературы
Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.
Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.
Школа и производство. 2006 г. №24.
Школа и производство 2002 г. №3.
Школа и производство 2004 г. №5.
Сайт: http://www.woodburner.com / galleru
Сайт: http://vuzhigatel.ru
Сайт: http ://www .lobzik .pri .ee
Приложение 1
Работы Белозёровой Екатерины
Рис. 1 - Набор разделочных досок
Рис. 2 - Панно «Гармония»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением
отдельных предметов»
Проектная работа
«Духовное начало»
Выполнили: ученики 8 «А» класса
Рязанов Дмитрий,
Василенко Виктор
Руководитель: Галченко
Татьяна Григорьевна
г. Старый Оскол 2013
Содержание
Введение
3
1. История выжигания по дереву
4
2. Способы выжигания
5
2.1 Пирография
5
2.2 Пиротипия
5
2.3 Выжигание кислотой
5
2.4 Выжигание трением
5
6
7
4. Материалы и инструменты
8
5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву
9
10
Заключение
11
11
Приложение 1
12
ВВЕДЕНИЕ
В нашей школе существует различные направления для развития творческих способностей учащихся. Одним из таких является кружок «Креатив», который мы посещаем. На одном из занятий нас познакомили с техникой выжигания по дереву. Данное направление нас очень заинтересовало и мы решили узнать о нем больше из различных источников: книг, сети
internet . Из полученной информации мы сделали вывод о том, что вВ настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.
С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.
Наш интерес к технике выжигания позволил нам на кружке «Креатив» разработать проект, который мы назвали «Духовное начало» и воплотить его в жизнь. Название данного проекта отражает духовное начало личности, которое, по нашему мнению, берёт свои истоки в окружающей нас природе и веры, присущей каждому человеку (приложение 1).
Перед началом работы мы для себя определили цель и задачи проекта, а также составили ход выполнения проекта.
Цель проекта:
разработать и выполнить проект в технике выжигания по дереву – «Духовное начало».Задачи проекта:
– изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;
– изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;
– создать картину в технике выжигания по дереву;
– создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.
Ход выполнения проекта:
– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;
– систематизирование полученной информации;
– разработка плана работы;
– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;
– создание картины «Духовное начало» в технике выжигания по дереву;
– демонстрация готовой картины;
– написание работы проекта.
1. История выжигания
Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.
Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.
Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.
В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.
Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.
В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.
С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.
В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.
В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.
2. Способы выжигания
Существуют несколько различных способов выжигания –
пирография , пиротипия , выжигание кислотой , трением , на огне или горячем песке , увеличительным стеклом на солнце .2.1 Пирография
Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.
В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.
2.2 Пиротипия
Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.
На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.
2.3 Выжигание кислотой
Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты . Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.
2.4 Выжигание трением
Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению . Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.
2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка
В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка .
Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.
А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.
Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.
Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.
При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.
С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.
Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.
Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.
При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.
Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.
Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.
3. Правила техники безопасности
1. При пилении древесины:
Пользоваться упорами и направителями;
Не держать руку близко к полотну пилы;
Не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.
2. Выполняя лакокрасочные работы:
Не держать долго открытыми банки с красками;
При работе не подносить краски к лицу;
Использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;
После завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.
3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:
Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
Работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;
Проверять состояние изоляции токопроводящих частей;
Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
По окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.
4. Материалы и инструменты
Таблица 1. Материалы и инструменты
Название
Изображение
Доска
предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.
Калька
предназначена для перевода рисунка на доску.
Рисунок (схема)
используется для точного нанесения изображения.
Электровыжигатель
предназначен для выжигания рисунка
Лак
предназначен для покрытия готовой картины. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.
5. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву
Таблица 2. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву
№ п/п
Этап
работы
Изображение
Последовательность выполнения
Материалы
1
Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)
Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности
Доска
2
Нанесение рисунка через кальку
Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом
Калька, рисунок (схема)
3
Выжигание контуров, нанесение теней
Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)
Электровыжигатель
4
Покрытие готовой картины лаком
С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины
лак, кисть
6. Расчет себестоимости готового изделия
Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).
Таблица 3. Расчет себестоимости готового изделия
№п/п
Используемый материал
Цена (руб.)
Расход
Затраты (руб.)
Доска (заготовка)
50 руб.
1 шт.
50 руб.
Калька
2-50 руб.
1 шт.
2-50 руб.
Распечатка рисунка (схемы)
3 руб.
1 шт.
3 руб.
Кисть
5 руб.
1 шт.
5 руб.
Лак
500гр. – 70 руб
150 гр.-
21 руб.
Полную себестоимость работы рассчитываем по следующей формуле:
С п = М з +Р оп , где
С п – полная себестоимость;
М з – материальные затраты;
Р оп – стоимость самой работы.
М з = 50+2,50+3+5+21= 81,50 руб.
С п = 81,50+200= 281,50 руб.
Заключение
В ыжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.
При выполнении проекта мы использовали полученные теоретические и практически навыки.
Итогом нашей работы стала картина, которую мы назвали «Духовное начало». Мы планируем дальше заниматься творчеством, изучать новые техники и привлекать к этому наших сверстников.
Список используемых источников и литературы
Карабанов И.А. Технология обработки древисины. М.: Просвещение, 2002 г.
Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 г.
http :// modernlib . ru / books / svetlana _ yurevna _ raschupkina / vizhiganie _ po _ derevu / read _1/
http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГУ «СШ №33 Целиноградского района»
Творческий проект по технологии
на тему: «Выжигание по дереву»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к творческому проекту по технологии
на тему: «Выжигание по дереву»
Выполнили
Блажко С., Каримбаев А. (8 кл.)
Руководитель проекта
Блажко А.Н.
Введение
Подготовка материала к выжиганию
Приемы выжигания
Технология изготовления набора разделочных досок
Экономическое обоснование
Правила техники безопасности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Художественная обработка дерева была известна еще в IX -X вв. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.
1. Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,
поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
2. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
3. Технология изготовления набора разделочных досок
Наименование | Кол - во | Материал | Размеры, мм |
|
Разделочная доска | Древесина | |||
Подвеска | ||||
Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
|
1. Подготовить заготовку. | Линейка, карандаш, ножовка. |
||
2. Разметить по длине. | |||
3. Разметить осевую линию. | Линейка, карандаш, треугольник. |
||
4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии. | Линейка, карандаш. |
||
5. Провести дуги окружностей. | Циркуль, линейка. |
||
6. Просверлить отверстие Ш 20 мм. | Шило, сверлильный станок, сверло Ш 20 мм. |
||
7. Выпилить криволинейный контур. | Лобзик, выпиловочный столик. |
||
8. Подготовить заготовку. | Линейка, карандаш, ножовка. |
||
9. Разметить по шаблону. | Шаблон, карандаш. |
||
10. Выпилить криволинейный контур. | Лобзик, выпиловочный столик. |
||
11. Разметить и просверлить два отверстия Ш 12 мм. | Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ш 12 мм. |
||
12. Выточить колышки. | Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль. |
||
13. Отшлифовать все детали изделия | Наждачная бумага. |
||
14. Собрать подвеску. | Кисточка, клей, киянка. |
||
15. Выполнить отделку изделия. | Электровыжигатель, лак. |
4. Правила техники безопасности
При пилении древесины:
● пользуйся упорами и направителями;
● не держи левую руку близко к полотну пилы;
● не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.
Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:
● изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;
● работай на станке с разрешения учителя.
При работе на сверлильном станке:
● правильно установи сверло;
● надежно закрепи деталь;
● плавно и равномерно подавай сверло;
● заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.
Выполняя лакокрасочные работы:
● не держи долго открытыми банки с красками;
● при работе не подноси краски к лицу;
● работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
● используй защитные средства; перчатки, респиратор;
● после завершения работы вымой руки с мылом.
Особая осторожность при работе с электровыжигателем:
● работай в проветриваемом помещении;
● проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;
● по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.
Заключение
Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.
Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.
Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.
Список используемой литературы
Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.
Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.
Школа и производство. 2006 г. №24.
Школа и производство 2002 г. №3.
Школа и производство 2004 г. №5.
Сайт: http://www.woodburner.com / galleru
Сайт: http://vuzhigatel.ru
Сайт: http :// www . lobzik . pri . ee
Приложение
Работа Блажко С. и Каримбаева А.